«Инновационные технологии: интерес, увлеченность, качество…»

Ермакова Надежда Игоревна, 

учитель информатики

высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей им. Г.Ф. Атякшева»

 

 

Информатика – современная, динамично развивающая научная дисциплина. Как предмет информатика - это не только сложившаяся система знаний и методик преподавания, но и область исследований, незавершённая, открытая для научного поиска, для методического творчества учителя.

Владение современными образовательными технологиями и методиками, позволят эффективно применять их в практической профессиональной деятельности: технология инновационного урока, личностно-ориентированная технология, информационно-коммуникационные технологии, технология сотрудничества, проблемное обучение, технология дифференцированного обучения.

На своих уроках в рамках системно-деятельного  подхода в обучении  стараюсь создать ситуацию успеха для каждого ребенка, показываю практическую направленность учебного материала, обеспечиваю мотивационную готовность и положительного эмоционального настроя учащихся, использую дидактический материал, позволяющий показать каждому свои возможности.

Новизна моего опыта состоит в применении современных интернет технологий, в умелом сочетании иллюстративно-наглядных и проблемных методов обучения, что позволяет сформировать у учащихся глубокие знания, развить логическое мышление, самостоятельность и активность в поисках решения задач.

Одним из эффективных средств изменения традиционного урока,  к которому я стремлюсь, является использование телекоммуникационных средств. Разработка и администрирование собственного сайта; работа, с учащимися используя форум; проверка домашнего задания, используя электронную почту; создание комплекса тестирующих систем – вот основные компоненты современного урока.

Более 9 лет являюсь администратором образовательного сайта, огромное влияние на моё решение создать сайт оказали следующие факты: желание найти новые подходы к учебному процессу;  обобщить свой опыт применения ИКТ на уроках; реализовать свои интересы, расширить свои творческие способности; сделать свою работу более продуктивной и значимой для обучающихся и школы. Персональный сайт для меня - коммуникационный центр, который позволяет хранить, транслировать и преобразовывать информацию. В том числе сайт выступает и как визитная карточка, и как сборник методических материалов, и как средство дистанционного образования, и как место (форум) обсуждения актуальных вопросов.

В своей работе я стала использовать возможностей социальных сетей: ВКонтакте, Instagram. Не только для публикации новостной ленты и общения, но и организации сетевой IT-лаборатории по информационным технологиям, в которой публикую статьи и отснятое видео для коллег и воспитанников. В этом году состоялся мой первый опыт по организации марафона на тему: «Дистанционные технологии в обучении», который также проходит в рамках закрытой группы социальной сети. В результате прохождения марафона, продолжительностью всего один месяц коллеги получат эффективные и простые инструменты для организации дистанционного обучения: создание сайта, создание видео и работа с платформой ДО. К марафону присоединились учителя не только нашего лицея и города, но и других городов РФ

Эффективным и рациональным использованием времени на уроке считаю использование разработанных маршрутных листов  по информатике. Маршрутные листы рабочих тетрадей размещены на сайте, что позволяет каждому ученику самостоятельно распечатать и принести на занятие. Использование такой формы заинтересовало учащихся, они отмечают, что информация более наглядна и систематизирована, за счет использования множества  схем, таблиц, экранных форм расширяется  разнообразие деятельность учащихся, сокращается время на конспектирование отдельных моментов при изучении темы, что позволяет большую часть времени направить на познавательную, исследовательскую деятельность             учащихся.

Для более эффективной подготовки к предстоящим экзаменам по информатике для 9-х классов был разработан дистанционный курс, доступный через сеть Интернет, в  котором четко определены основные разделы с теоретической и практической (приведены примеры решения задач) частями.  По каждому разделу можно пройти тестирование и сразу получить результат. Кроме того, всегда можно обратиться к преподавателю через форму обратной связи. Мне, как педагогу, не составляет труда отследить статистику посещаемости курса, скорость выполнения заданий, на какие разделы обратить особое внимание уже на очной встрече.

Современное образование не возможно без использования облачных технологий, суть которых  заключается в предоставлении   пользователям   хостинга удаленного  доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям  через Интернет. Наиболее часто  в работе используется электронное хранилище данных, с открытым доступом для учащихся, в котором могут размещаться текстовые и графические файлы, мультимедиа и, в основном, используется как дополнение к электронному журналу. К облачным технологиям можно отнести и онлайн-сервис  Prezi.com, с помощью которого  создаю интерактивные, мультимедийные презентации.

Активная работа ведется и по использованию Google сервисов: создание сайтов, форм, тестов, документов. Совместное использование документов позволяет разнообразить выполнение домашнего задания и организовать работу над проектом.

На занятиях активно использую цифровые образовательные ресурсы, не только взятые в открытом доступе в сети, но и разработанных своими силами. Такими объектами может быть цифровой видеофильм, редактор звуковых файлов, электронные учебники.  Практически невозможно найти видео-урок соответствующий именно вашим требования в сети Internet. В настоящее время существует большое разнообразие программ позволяющих выполнять видео захват изображения с экрана и записывать все, что происходит на экране и сохранять это в видео файла вместе со звуком, которое и помогает мне созвать собственную коллекцию обучающих видео уроков – скринкастов. Все отснятые видео хранятся в свободном доступе на моем You Tube канале.

В образовательном процессе активно использую мобильные телефоны/гаджеты  учащихся. Существует большое количество приложений для работы на уроке, тестирования, получения обратной связи.

Перспективной технологией на современном этапе обучения считаю технологию скрайбинг. Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычная лекция. Речь выступающего иллюстрируется «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Получается как бы «эффект параллельного следования», когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда.

Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Использование информационных технологий  не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей.

Учащиеся, независимо от возраста, воспринимают материал лучше, когда они активно вовлечены в процесс обучения. Если учащиеся получают необходимую поддержку от учителя, а также средства обучения, они могут открыть целый кладезь идей.

Следует отметить, что эффективность таких уроков очень высока. Я применяю компьютер там, где есть возможность автоматизировать деятельность и сэкономить время для обработки результатов (различные контролирующие, тестирующие программы). Использование современных педагогических технологий позволяет нам перейти: от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития; от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения.

ИКТ – как часто следует ими пользоваться? Есть опасение, что со временем все компьютерные технологии станут обыденными и перестанут привлекать к себе такое внимание, как на данном этапе, а значит и пропадёт одна положительная сторона этой инновации – повышенный интерес учеников. Как быть? Я считаю, что не стоит над этим ломать голову: пока интересно, востребовано – надо использовать. Наверное, совсем скоро мы будем свидетелями появления какой-либо новой технологии и, как всегда, с неиссякаемым педагогическим энтузиазмом примемся внедрять ее в наши школьные будни.

КОНТАКТЫ
Ермакова Надежда Игоревна
Лицей им.Г.Ф.Атякшева
ХМАО-Югорск, ул Ленина 24



+7 9222596815 nady_er@mail.ru
КАРТА
sample map